Екатерининский дворец в Царском Селе
Большой Екатерининский дворец с окружающими его парками, как и век назад служит устойчивым брендом, формирующим современный образ города Пушкина (ранее Царское Село).
Название дворца неразрывно связано с именем первой владелицы Царского Села -
Екатериной I, о чём до сих пор напоминает
вензель и картуш с короной на главном фронтоне дворца.
Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка,
противоположный - обращён на юг и выходит в
Екатерининский парк.
Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и
Термы Камерона
скрыты со стороны
парка.
Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров.
Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.
Строительство дворца началось не на пустом месте. На месте арки, соединяющей нынешний церковный флигель с лицеем, в начале 18 века стоял ветхий господский дом, принадлежащий неизвестному шведскому феодалу. Екатерина I, которой Пётр I подарил Царское Село (тогда ещё Сарская мыза), не раз принимала гостей в этом доме, подновлённом и меблированном.
Первоначально, в 1717-1723 гг., для Екатерины I архитектором И. Браунштейном была возведена средняя часть дворца.
Скромное двухэтажное строение с шестнадцатью светлицами тогда называли «каменными палатами».
Сейчас на его месте находится Парадная лестница и ближайшие к ней покои дворца.
Одновременно со дворцом, на его оси, заложили регулярный Новый сад, занимавший тогда площадь от дворца до уступа близ Верхней ванны.
В 1724 году отделка палат в любимом Петром I голландском стиле была закончена и 9 августа 1724 года весь двор «изрядно пировал здесь несколько дней».
По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село
превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Расширение дворца началось по проекту архитектора М. Земцова,
но было приостановлено в связи с его кончиной.
Заменившие его архитекторы А. Квасов и С. Чевакинский, с 1744 по 1752 гг., расширили «каменные палаты»
и возвели новые флигели. Между собой их соединили галереями с висячими садами.
На флангах здания находились дворцовая церковь и оранжерейный флигель с парадной лестницей с западной стороны.
Перед главным фасадом был устроен обширный Парадный двор с ограждающими его служебными флигелями -
Циркумференциями (одноэтажными зданиями правого и левого полуциркулей).
C 1752 по 1756 гг. почти завершённое здание начали перестраивать по проекту Франческо Бартоломео Растрелли,
назначенного обер-архитектором. Именно ему принадлежит авторство богатого убранства дворца в стиле пышного елизаветинского барокко с обилием
позолоченных деталей.
Дворец стал трёхэтажным, раскинувшись на всю ширину регулярного сада. Растрелли частично перестроил и
циркумференции, соединив между собой и с дворцом кованной оградой с тремя парами ворот.
Главные ворота, из за обилия позолоты названные «Золотыми», украшало
изображение двуглавого орла и вензель императрицы (Елизаветы Петровны).
Верхний плодовый садик и светлые золочёные галереи просуществовали до 1773 года, после чего были перестроены Нееловым в парадные комнаты.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца, а в народе рассказывали, будто у дворца даже крыша золотая (на самом деле белая, лужёного железа). Так, когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи : «футляра на сию драгоценность».

Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках : «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».
Сама Екатерина II тоже внесла немалую лепту в формирование внешнего облика дворца. При ней были надстроены два боковых флигеля, дворец и полуциркули лишились украшений на крышах, парадная лестница была перенесена в центр дворца, добавлены подъезды, изменены формы церковных куполов и уничтожен купол с многоконечной звездой над юго-западным крылом дворца, исчезла кричащая позолота и белая блестящая крыша… Все пропорции изменились, но несмотря на это, особенно при ярком солнечном свете - Большой дворец завораживает и восхищает.
В последующем времени интерьеры дворца уже кардинально не менялись. В первой четверти XIX века, в честь победы в Отечественной войне 1812 года во дворце появились новые личные аппартаменты Александра I, выполненные архитектором В.П. Стасовым в стиле ампир и позднего классицизма. Последней большой работой во дворце стала перестройка в мраморе Парадной лестницы , которая была выполнена в стиле рококко по проекту И. А. Монигетти в 1860-1863 гг.
После национализации императорской собственности в 1918 году, на основе Екатерининского дворцово-паркового ансамбля организовали музей, ныне - ГМЗ «Царское Село».
Во время Великой Отечественно войны город Пушкин оказался в зоне оккупации.
Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако
пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать
Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце, как оказалось - ошибочное.

После занятия города немцами, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом.
Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать, а приспособить под базу отдыха.
Первую очередь реставрации дворца осуществили в 1957-1980 гг. Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции,
а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.
Увы, но пока для обзора открыты ещё не все интерьеры дворца,
реставрация-процесс неторопливый и займёт ещё много лет.
Режим работы Екатерининского дворца и парка
Режим работы Екатерининского дворца (ул. Садовая, д. 7): В «низкий сезон» музей открыт с 10-00 до 18-00 часов (кассы до 16-40); В мае и сентябре музей открыт до 19-00 (кассы с 12-00 до 18-00); с июня по август музей работает до 20-00 (кассы с 12-00 до 19-00). Выходные дни: вторник (в течение всего года) и последний понедельник месяца (за исключением периода с мая по сентябрь).

Актуальное расписание работы Екатерининского дворца и выставок музея, можно узнать на сайте «ГМЗ Царское Село».
Стоимость посещения Екатерининского дворца и парка
В настоящее время билет в Екатерининский дворец для жителей РФ (с посещением
Янтарной комнаты
и экскурсионным обслуживанием)
обойдётся в 700 рублей.
Стоимость посещения Екатерининского дворца для учащихся (с 16 лет), студентов и пенсионеров – 250 руб,
для посетителей младше 16 лет – бесплатно!
Нелишне будет отметить, что Янтарная комната - это один из залов Екатерининского дворца и пройти мимо неё не получится при всём желании. При этом есть один нюанс - фотографировать в
Янтарной комнате по невнятным и явно надуманным причинам ЗАПРЕЩЕНО.
При посещении Екатерининского дворца в «высокий сезон», придётся заплатить ещё и за вход в Екатерининский парк
(120 руб. для взрослых, 60 руб. для учащихся старше 16 лет и студентов, 30 рублей для пенсионеров, посетители младше 16 лет – бесплатно).
Билеты во дворец можно купить в кассах расположенных у
Лицея
и в Эрмитажной кухне, а так же через интернет.
Весьма высокие цены на входные билеты
администрация музея объясняет
желанием снизить наплыв посетителей. Сомнительное объяснение, ведь если поток и снизится,
то только за счёт отечественных туристов...
С 25 апреля по 20 октября вход в Екатерининский парк с 9:00 до 19:00 – платный, с 7:00 до 9:00 и с 19:00 до 22:00 (23:00), а так же в «низкий сезон» - вход свободный.
Режим работы музея может меняться, поэтому актуальную стоимость посещения дворца и павильонов Екатерининского парка уточняйте на сайте «музея».
Хотя год от года число посетителей парка и дворца неуклонно растёт, но по рейтингу "ДРУЖЕЛЮБНОСТИ" музеев Санкт-Петербурга составленным СПбГУ, ГМЗ "Царское Село" увы, не вошёл даже в первую 20-ку.
Смотрите также : Как добраться до Екатерининского дворца в Пушкине.

Фотоальбом "Экскурсия по залам Екатерининского дворца"
Фотоальбом "Экскурсия по Екатерининскому парку"